Галина Подольская

ТАТЬЯНИН САД



    
Интродукция

    
    Это было пять или шесть лет назад в доме Ильи Левита, автора "исторических сказок", книг "Здравствуйте, люди!" ("Библиотека алия", 1991), "Беспокойные герои: Й.Трумпельдор. Ч.О.Вингейт" (Иерусалим-Москва, 2004), "От Андалусии до Нью-Йорка" (Санкт-Петербург, 2006), и его гостеприимной супруги - ныне хозяйки арткафе "D.Grey" Лизы Левит. У них я впервые увидела картины Татьяны Корнфельд - не одну и не две, а пять больших работ маслом - в интеллигентно-сдержанной цветовой гамме, выполненные подчеркнуто современным художественным языком, но сотканные фантазийными верстами пересечений эпох, далеких от "герники" бытия.
    Это были странные картины, излучающие ощущение целомудренности. Персонажи на холстах казались подростково-нескладными и непропорциональными. Смоляные волосы, "уложенные" в прически и из несчитано-заплетенных косичек, торчали во все стороны. Приметы прихотливой моды египетской древности - расписанные золотом высокие тюрбаны, талисманы с пророческими знаками, изысканные цветные татуировки, указывали на избранничество изображенных героев в той их судьбе. Композиционно фигуры на холстах непривычно располагались - не по пояс и в рост - по колено. Ритм неведомого действа читался в пластике и порывах их движений и словно сообщался с моими кровеносными сосудами - бренными в отличие от вечности в искусстве.
    Уже потом я увидела знаменитые акварели Татьяны Корнфельд - "Астарту", "Озириса" - с их неприлюдной тайной, застывшей на пылающих губах, выверенной точностью кисти в стилистике Модильяни.
    Затем - новый стилистический поворот - романтизм, подернутый модернистским сюром - натюрморты с диковинными морскими раковинами и еще всякой тривиальной всячиной, овеянной нетривиальной интуицией мастера, не допускающего случайностей...
    Среди художников бытует мнение, что, мол, неприлично, когда в одном доме много картин одного автора. Лиза Левит словно поймала мою мысль: "Татьяна Корнфельд - моя подруга с 1984 года - со времени ее приезда в Иерусалим из Соединенных Штатов. Для меня ее живопись - этико-эстетическая планка художника. Мы видим не только глазами. Эмоции, мысли, воспитание, а для меня и личностные качества художника - все это компоненты восприятия искусства, открывающие второе дыхание…"
    Замечательная компания для арткафе! Сказочник, художница и мечтательница, пытающаяся связать нити искусства под одной артистической крышей "D.Grey".
    Кстати, современный дизайн в "D.Grey" - авторская работа художницы - выпускницы ЛВПХУ имени Мухиной Галины Блейх, участницы Московского международного биеннале современного искусства 2007 года.
    
    
"До свидания. КГБ"

    
    Итак, Татьяна Корнфельд. Сразу поставлю точки над "и": художник с именем. Шумные выставки и высокая активность в прошлом, сменившаяся творческой немотой. К счастью, после многих лет молчания Т.Корнфельд неожиданно напомнила о себе в 2006 году - экспозицией в "Доме качества" (Дерех Хеврон, 12) в Иерусалиме, предъявив свой художественный знак качества. Но оставим домыслы за пределами герменевтического круга художественного творчества. Не всегда время в искусстве совпадает с хронологией висящего на стене календаря, который, кстати, может рассказать многое.
    Т.Корнфельд родилась в Москве, в 1973 закончила Всесоюзную академию художеств имени Репина в Ленинграде. Принимала участие в организованной Анатолием Басиным одной из самых крупных выставок неформального направления, объединившей более сотни участников и вошедшей в историю искусства под названием "Газоневщина".
    С 1975 Татьяна Корнфельд в составе группы "Алеф" еврейских художников из Советского Союза участвовала в квартирных выставках в Ленинграде, в частности, на квартире у Евгения Абезгауза, предложившего "свою жилплощадь для экспозиций и свою экспозицию на стене жилплощади".
    В антологии-справочнике "Художники ленинградского андерграунда" (Санкт-Петербург, 2007) отмечено: "По некоторым данным выставку (Ленинград, с 23 по 30 ноября 1975, проспект Стачек, 76) посетило почти четыре тысячи зрителей. В день закрытия была очередь на лестнице человек в двести". Приведем одно из наиболее характерных свидетельств очевидцев об обстановке, в которой проходила выставка на той самой "жилплощади": "Женя Абезгауз делал личные дела (может быть, и маленькие) под знаком высоких. Удалось и то, и другое. Сам факт очереди на выставку - факт ценный. Исчерпав все возможности воздействия на Абезгауза, собрав два десятка "подписей протеста" соседей по лестничной площадке (при этом одна соседка считала, что лучше бы ее спросили, каково ей в коммунальной квартире, а не что делается в чужой отдельной) и, учтя тот факт, что посетители выставки не мочились в парадной, власти повели психическую атаку на зрителей. Стали направлять на выставку, в качестве зрителей, дружинников с повязками. Но некоторые из них приходили ночью, часов в 11, поодиночке извиняться. Приходил милиционер в форме (милиция тоже может быть рядовым зрителем). По выставке внимательно ходил вполне приличный человек. Осмотрев ее, обратился с вопросом: "А где здесь можно оставить свое впечатление?" В книге отзывов остался след: "До свидания. КГБ". Милиция, деморализуя зрителей, стала засылать местных алкашей. Но те, лично зная Женю и питая симпатии к его творчеству, с интересом осматривали выставку. Тогда стали засылаться алкаши из вытрезвителя".
    Из Ленинграда выставка переехала в Москву, где проходила также на частной квартире с неменьшим успехом. Об этом нехарактерном для советского изобразительного искусства событии, словно по сарафанному радио, сразу стало известно в Америке - благодаря деятельности Американского комитета борьбы за советское еврейство (BACSI, Сан-Франциско) вывезли в США работы этой выставки в виде слайдов. На основании добытых слайдов в Калифорнии, в Беркли, был опубликован каталог "Двенадцать из советского подполья". Работы Татьяны Корнфельд соответственно вошли в издание, наряду с работами и других членов группы - Евгения Абезгауза, Анатолия Басина, Леонида Болмата, Александра Гуревича, Юрия Календарева, Александра Манусова, Александра Окуня, Симы Островской, Алека Рапопорта, Осипа Сидлина, Ольги Шмуйлович.
    С 1976 года Татьяна Корнфельд в Израиле.
    Вместе с Евгением Жилинским и Александром Гейфманом начинает работать в комиксах, желая провести кинетический принцип комиксов в живописи. Кроме того, художница пробовала себя в сценическом дизайне: моделировала костюмы для спектаклей Иерусалимского университетского театра. В итоге в израильских галереях появился цикл ее театральных работ.
    Напомним, что во второй половине 1970-х годов выставки "выходцев" из советского андерграунда очень интенсивно проводились в Соединенных Штатах. С 1978 по 1984 год ее домом стал Лос-Анджелес, что выразилось в сольных ретроспективах в Музее еврейской истории в Филадельфии, в Музее Скирболл в Лос-Анджелесе.
    С 1984 года Т.Корнфельд живет и работает в Иерусалиме.
    
    
Татьянин сад воспоминаний

    
    И вот - весенний сезон Татьяны в арткафе "D.Grey" - выставка, названная художницей "Сад воспоминаний", что позволило представить в рамках одной экспозиции работы, выполненные в разное время и в разной стилистике. Мы удобно расположились с Татьяной за одним из столиков.
    Она показывает мне объемный том "Художники советского андерграунда", включающий описание всех выставок "советских неформалов" с тех самых времен вплоть до сегодняшних дней, и подробно рассказывает о том, кому принадлежит каждая подпись - росчерк пера всех участников грандиозной выставки представителей неформального искусства 2007 года, которая проходила в Москве.
    Думаю, что это событие стало одним из внутренних двигателей, подтолкнувших Татьяну к выставке "Сад воспоминаний" в Иерусалиме. Замечу, что само помещение арткафе - место уникальное для интеллигенции, тоскующей по возрождению настоящей культуры. Здесь же - профессиональные музыкальные программы, представляющие музыку разных стран и эпох. Это литературные встречи и камерные спектакли с участием популярных и не очень популярных, но уже интересных бардов и литераторов. А кроме того, некоторые блюда здесь готовят по рецептам М.Генделева! Вот такой эксклюзив, в котором естественно дышать и "Саду воспоминаний" русской культуры, осевшей в Израиле.
    Итак, девять работ Т.Корнфельд. Может быть, так и нужно: после большого перерыва художнице предстоят новые точки соприкосновения со зрителем. Скажу только, что все картины большие, чтобы не мельчить впечатление.
    Портрет подруги - хозяйки арткафе "D.Grey" Лизы Левит. Размер портрета - по сути натуральная величина со всеми выступающими соло аппетитной и привлекательной дамы. Визуально портретная характеристика меткая и доброжелательная, с выразительной безыскусственностью. Эмоциональная теплота, исходящая от портрета, столь явная, что кажется способной противостоять сердечной недостаточности окружающего нас мира. Это ощущение личного контакта между художницей и моделью определяет звучание созданного на полотне образа.
    Говорят, кафе без натюрморта - не кафе. Но не ожидайте сладеньких фруктов - у Т.Корнфельд натюрморт с чесноком. Стилистически работа выдержана в рамках минималистского максимализма, проработана с дотошной достоверностью. Гигантские чесночины так и играют в своей сдержанной бело-розовой гамме - самодостаточной для их локализованного предметного бытия. Натюрморт подчеркнуто декоративен. Сами посудите, изображенные на нем предметы увеличены, может быть, даже в сто раз: три чесночины на холсте 1,2 м на 1 м! Вот уж воистину представляется возможность не только окунуться в "ботаническую анатомию" чеснока, но и рассмотреть уверенные мазки в их ритмических модификациях, подчеркивающих монометрию избранного художницей стиля. "Цифры" - работы, созданные в авангардной манере.
    Остальные полотна посвящены излюбленному месту вдохновения Татьяны Корнфельд - иерусалимскому Саду роз. "Сколько бы я там ни бродила, - признается Татьяна, - я всегда нахожу уголки, которые оказываются художественно неисхоженными для меня. Они открываются, как нечто божественно высокое, побуждающее к созиданию. Думаю, что это ощущение посещало многих и до меня. Не зря же здесь выстроили Дворец правосудия, который, на мой взгляд, гармонично вписывается в архитектонику самого места и его божественного назначения. А какой отсюда вид на район Иерусалима Гило! Простор, высота, полет!"
    Визуальные впечатления от ощущения места подсказали воображению художницы живописные ракурсы "ее" сада. Что ж, милости просим в Татьянин сад! Только сразу предупреждаю, что все рассказанное - не парабола с аллегорической историей, а чистая правда…
    Так вот, общеизвестно, что Сад роз, как сладкий пирог, поделен на части, принадлежащие разным странам. Возьмем, к примеру, территорию Голландии. Блюстители отменного вкуса, голландцы естественно высадили тюльпаны. Только вот что произошло. Не найдете вы голландских тюльпанов в роскошном саду! Потому как оказались луковичные цветы сладостны не только голландцам, но и иерусалимским дикобразам. Тюльпанный деликатес от голландцев так пришелся им по вкусу, что посрамил эстетические амбиции голландских садовников. К счастью, случившийся инцидент пошел на пользу художественному единству ансамбля Сада роз: в отместку тюльпанным гурманам посадили розы, чьи шипы ох как не по зубам иерусалимским дикобразам…
    А тюльпаны остались в Корнфельдсаду, но не желтыми и не алыми, а легли выразительной "тенью" в черно-белых контурах ночи, как образ несбыточной голландской мечты… Такова одна из парадоксальных парабол Татьяниного сада, вылившаяся в притчу о том, что у художника больше шансов на вечность, чем у садовника.
    А вот иллюстрация к другому сюжету из Корнфельдсада и иерусалимского Сада роз. Государство Испания высадило аллею изумрудно-зеленых туй - стройных, как тореадоры. А теперь - внимание - информация для любознательных читателей: "В честь изгнания евреев из Испании!" А на самом монументе испанцы поместили вид Толедо.
    Очень скоро туи-тореадоры захирели, поскольку к вазонам с испанскими красавцами не был подведен капельный полив, а туи так и остались не высаженными в грунт. Но с 1996 года аллея живет в Корнфельдсаду на полотне "Осенний вечер". Только не подумайте ненароком, что все, к чему прикасается кисть Татьяны, засыхает на корню!
    Виднеющаяся на заднем плане французская беседка - еще на месте, хотя и "без шапочки", которая покрывала ее купол еще шесть лет назад. И базилика с анфиладой - тоже на месте. И полон роз иерусалимский Сад роз!
    И еще в нем по-прежнему витает вдохновение. Вместе с летящим розовым ароматом оно залетает в Татьянин сад. И лепесток иерусалимской розы неведомым мазком ложится на холсте.
    
    
    


Объявления: