Марк Куферштейн

РОЖДЕНИЕ НООСФЕРА


"Они творят, не постигая
предназначенья своего".
Максимилиан Волошин

"…Если дальше техника так податливо пойдет, то люди от своих сомнительных успехов выродятся…"
Андрей Платонов

Преамбула. Забавно получилось. Тысячи лет люди, не имея реальной возможности постичь суть исторического процесса, упорно бились в ее поиске. А сегодня, когда эта суть начинает наглядно проступать у нас на глазах, хорошим тоном стал отказ от представлений об истории как о едином направленном процессе. И в результате, научившись предвидеть развитие даже далеких галактик, за предсказаниями будущего собственного общества люди обращаются не к ученым, а к Нострадамусу и Ванге, к астрологам и гадателям на кофейной гуще.

Да и может ли быть иначе, если историю определяют как науку о прошлом человечества? Ведь это же все равно, как если бы химию определяли как науку о прошлом молекул, а биологию как науку о прошлом живых организмов. Коллекционирование фактов прошлого всегда сродни коллекционированию марок. Эти коллекции превращает в науки лишь познание законов, управлявших прошлым, управляющих настоящим и не теряющих силу при наступлении будущего. А кроме того, будь история наукой о человечестве, она была бы разделом биологии, тогда как на деле она имеет к ней крайне отдаленное отношение.

Наряду с историками, изучением прошлого человечества занимаются журналисты и следователи. И если это прошлое предмет науки, то почему бы и их не называть учеными? Кажется, древние греки рассматривали историю как вид искусства, покровительствуемый музой. Думается, они были правы. История – это важнейший столп культуры. И если, скажем, переименовать степень доктора исторических наук в степень доктора исторических знаний, то это лишь точнее обозначит суть компетентности ее обладателей.

Путь к решению проблемы. Между тем как потребность в исторической науке, так и интуитивное понимание ее предмета явно существуют в подсознании общества. Когда завершение "холодной войны" породило однополярный мир и  нашумевшую статью Ф.Фукуямы "Конец истории?", всем вдруг оказалось понятно, что речь идет не о конце прошлого человечества, а о приближении конца процесса его политического объединения, подсознательно принимаемого сегодня  за истинный предмет истории.

Более того, интуитивное ощущение истории как процесса, имеющего начало и конец, возникло у людей очень давно. Уже в иудаизме оно претворилось в доктрину, согласно которой первые люди были изгнаны из рая за первородный грех, и история – это цепь испытаний, дающих людям возможность искупить этот грех, и после решающей битвы сил добра и зла, и Страшного суда добиться установления на Земле Божьей благодати.

Прогресс науки и наступление атеизма породили попытки заменить эту доктрину научной. Например, Маркс учил, что человечество нарушило идиллию первобытного коммунизма, впав в грех взаимной эксплуатации, а преодолев этот грех, после всемирной революции и диктатуры пролетариата, оно добьется установления на Земле благодати коммунизма. Очевидно, однако, что отличие этой доктрины истории от иудео-христианской не столько концептуальное, сколько чисто декларативное и терминологическое. И закономерно, что такое словесное наукообразие ни в коей мере не повысило ее предсказательную силу.

Для превращения истории в объективную науку надо исходить из понимания, что в природе нет ничего, кроме нее самой. И, если науки, изучающие природные явления, называются естественными, то помимо них, соответственно, могут быть только науки неестественные, к коим до сих пор принадлежит, увы, и историческая наука. К возникновению неестественных (общественных, гуманитарных и т.п. наук) привело противопоставление природы и общества, естественного и искусственного, натуры и культуры как равноправных субстанций, в то время как в действительности общество – это лишь одна из природных структур, а создания рук человеческих не перестают быть неотъемлемой частью природы.

Следовательно, для превращения истории в обладающую предсказательной силой науку надо сделать ее частью естественной истории, для начала четко определив, какое именно природное явление она изучает.

Предмет истории как естественной науки. Итак, восприятие названия статьи "Конец истории?" выявило широчайшее интуитивное понимание истории как процесса формирования из многочисленных сообществ людей единого суперсообщества. Причем, поскольку оно формируется в результате действий самих людей, тут налицо процесс самоорганизации, то есть один из процессов, изучаемых синергетикой и протекающих по законам физики. К тому же процесс этот оказывается типичным и закономерным этапом эволюции, в ходе которой элементарные частицы объединяются в атомы, атомы образуют кристаллы и объединяются в молекулы, из сложных молекул образуются одноклеточные организмы, те, в свою очередь, объединяются в колонии и порождают многоклеточные организмы, вплоть до животных, которые объединяются в стаи, рои и стада. История же оказывается очередным звеном в этой цепочке, объединяя людей сначала в племена и государства, а в конечном итоге во всемирное сообщество.

Но вместе с тем выявляются и причины уникальности этого процесса на Земле. Во-первых, он не завершен. Во-вторых, масштаб и темп этого процесса растут у нас на глазах. В-третьих, на нашей планете впервые самоорганизуются "цари природы", все более повинующиеся не столько внешней необходимости, сколько собственным желаниям. И, наконец, главное, мы наблюдаем этот процесс изнутри, и нам не дано ощущать себя "клетками суперорганизма", хотя наше поведение и роль в обществе объективно очень напоминают поведение и роль отдельных клеток в наших собственных телах. И тут самое время четко определить, какой, собственно, суперорганизм формируется человечеством.

Уже общепризнанно, что человеческая деятельность создает на поверхности Земли новый слой, названный ноосферой. А этот слой, в свою очередь, подразделяется на культурные отложения человечества и на самих людей и их хозяйство. И если культурные отложения необходимы для жизнедеятельности разве что археологов, то хозяйство необходимо для жизнеобеспечения человечества, то есть де-факто представляет собой его органическую часть и пока, в свою очередь, не может существовать без людей. Без хозяйства люди вымрут от голода. А без людей вымрут домашние животные, зарастут бурьяном поля, остановится транспорт, перестанут работать машины, разрушится инфраструктура.

Люди выделились из животного мира и породили предмет истории тем, что вступили в борьбу за господство на Земле и начали вести на ней хозяйство, объединяясь для решения этих задач в общественные организмы: племена, союзы племен и государства. А государства, вместе с территориальным оформлением, получали имена собственные: Египет, Вавилон, Китай и т.д. И в языке они фигурируют в качестве индивидуумов: Египет напал, Вавилон пригрозил, Китай предложил и т.п. Теперь же на наших глазах происходит глобализация, объединяющая все общественные организмы в единый планетарный суперорганизм, которому также требуется имя собственное и которому логичнее всего дать имя Ноосфер.

В таком случае предметом истории был и остаётся до настоящего времени процесс формирования Ноосфера, а политическое объединение всего человечества действительно будет концом этой истории в том смысле, в каком рождение на свет является завершением внутриутробного формирования организма. И это определение предмета истории коренным образом меняет представление и о ее ходе, и о нашем настоящем, и о наших перспективах на будущее.

Был ли ход истории поступательным? Накопление исторических знаний привело историков к выводу, что история циклична: культуры и цивилизации появляются, растут и гибнут под ударами варваров, а потом появляются другие цивилизации. Взгляд же на историю как на процесс формирования Ноосфера обнаруживает, что в таком понимании поступательность хода истории не нарушалась.

Крушения постигали великие цивилизации, как правило, после их длительного отказа от экспансии, вследствие нерентабельности попыток покорения окружавших их варваров. А варвары, убеждаясь в рентабельности набегов на богатых соседей, нападали на них все настойчивее и, в конце концов, сокрушали их, но при этом частично усваивали наследие сокрушенных ими цивилизаций. И в результате за счет регрессов отдельных цивилизаций ломались преграды их распространению и совершались очередные скачки в процессе сближения народов и, следовательно, в формировании Ноосфера.

Таким образом, за исключением природных катастроф, прогресс развития человечества можно сравнить с движением волны, которая, при всех своих периодических подъемах и спадах, не меняет направления своего движения, то есть движется поступательно.

Физическая суть истории и ее перспективы. Чем была обусловлена поступательность исторического развития? Будет ли ход истории поступательным и впредь? Куда он ведет нас? Для ответов на эти вопросы необходим учет физических основ эволюции вообще и истории, как ее очередного этапа, в частности.

Источником эволюции, порождающей все более высокоорганизованные системы, является поглощение и упорядочивание энергии. В частности, источником эволюции на поверхности Земли является поглощение энергии солнечного света. А направляет ее ход обратная связь: система растет, когда произведенные поглощенной энергией изменения позволяют ей поглощать больше энергии.

Например, если поглощение энергии света приводило к объединению молекул в систему, приподнимающуюся над соседними молекулами, это позволяло такой системе поглощать больше света и затенять соседей. В результате системы, непосредственно питаемые энергией солнечного света, пошли в рост и получили название растений. А венцом этого направления эволюции стали деревья, возносящие к Солнцу кроны с великим множеством листьев, каждый из которых представляет собой не что иное, как солнечную батарею.

При этом сами растения представляют собой кладовые потенциальной энергии, которая может быть выделена при окислении, то есть соединении с кислородом. Соответственно, эволюция породила травоядных животных, то есть организмы с реакторами окисления (желудками), подающими кислород органами дыхания, органами движения, позволяющими перебираться от съеденных растений к несъеденным и т.д. А так как и сами животные, в свою очередь, оказались кладовыми потенциальной энергии, эволюция породила ещё и хищников.

А помимо этих революционных скачков, эволюция изо дня в день вела естественный отбор индивидов и видов, лучше приспособленных к окружающим условиям и их изменениям.

И так эволюция на поверхности Земли продолжалась миллиарды лет, пока она не вступила в этап истории, переворачивающей ее ход с ног на голову. История заменяет отбор видов и индивидов окружающими условиями переделкой и отбором самих окружающих условий в соответствии с желаниями индивидов. Это и обусловило противопоставление естественного и искусственного отбора. Однако сами желания и возможности людей не перестают определяться окружающими условиями, а результаты их действий подвергаться естественному отбору. Поэтому, по большому счету, искусственный (исторический) отбор не противоположность естественному, а лишь одна из его модификаций.

Провозвестники исторического этапа появлялись в эволюции на Земле неоднократно: любые объединения организмов в суперорганизмы, будь то объединение одноклеточных организмов в многоклеточные или муравьев в муравейники, сопровождалось желательными для них изменениями условий их существования (иначе они бы не объединялись). Но история выделяется из ряда вон планетным размахом, способностью превращать в свой строительный материал все сущее, незавершенностью, а главное, тем, что ее завершенность даже не просматривается. Более того, просматривается возможность распространения человеческой цивилизации на другие планеты.

Эта неуклонная поступательность, ускорение и, возможно, неограниченность исторического развития обусловлены самовоспроизводящимся ростом объема вовлекаемых в строительство и функционирование Ноосфера энергии и материальных ресурсов. Не исключена, конечно, гибель Ноосфера вследствие катастрофы космического или планетарного масштаба (например, падение на Землю астероида или ядерная война), а также его умирание от энергетического голода при исчерпании ресурсов нефти и газа и отсутствия полноценной замены им. Но в остальных вариантах история обречена завершиться окончанием формирования Ноосфера и последующим ростом его могущества.

Впрочем, при всей важности понимания и учета физических параметров истории, для историков предметом исследования была и будет роль в историческом процессе людей. И уж тем более интересны место и роль людей в истории для самой широкой публики. К рассмотрению этого, самого важного для нас, людей, вопроса мы теперь и перейдем.

Роль людей в процессе истории. До настоящего времени людей принято рассматривать как единственных действующих лиц истории. Соответственно до сих пор ставились и рассматривались только вопросы о роли в истории личностей и масс, классов и народов и т.д. В то время как вопрос о роли в истории всего человечества представлялся нелепым.

Помимо людей в качестве творцов истории до сих пор рассматривали разве что Божественный дух, Провидение и другие высшие силы. С этими направляющими движение истории силами мы уже, в общих чертах, познакомились, определив их как законы физики и синергетики. Теперь же самое время вспомнить о том, что эти силы вовлекают в исторический процесс наряду с людьми.

Собственно, история началась не с того, что люди произошли от обезьян и стали жить-поживать в этом новом качестве, а с того, что они овладели огнем и стали использовать орудия войны и труда. В дальнейшем в орбиту истории шаг за шагом втягивались домашние животные и окультуренные растения, транспортные средства и сеть дорог, энергии ветра, пара и электричества, машины, здания, электросети, трубопроводы и, наконец, компьютеры и компьютерные программы.

И вот именно это изменение состава участников строительства истории, сопровождавшееся неизбежными изменениями роли и места в ней людей, определяло и продолжает определять и ее ход, и появление и ход классовой борьбы, и психологию сегодняшних людей, и перспективы человечества на будущее. Причем уже сегодня вырисовывается переход роли активных творцов истории от людей к компьютерам, на познания и решения которых люди все более уповают.

Начало истории как коренное изменение механизма естественного отбора у млекопитающих. История началась с небывалого прежде на Земле изменения механизма естественного отбора. До ее начала добывавшееся в схватках господство доставалось сильнейшим. Люди же впервые научились восполнять недостаток силы вооружением, военной организацией и опытом. В результате за довольно короткий по тогдашним темпам эволюции период значительно превосходившие людей силой хищники и крупные животные (саблезубые тигры, пещерные медведи и мамонты) оказались полностью истребленными. Уцелели лишь те, кто не вступал с людьми в схватку за господствующее положение в природе и либо привык опасаться их, либо перешел на положение домашних животных.

Завоевание господства на суше не могло не способствовать как окончательному переходу предков людей от древесного к наземному образу жизни и их расселению по планете, так и резкому росту численности их популяции. А неизбежным следствием роста численности популяции в условиях первобытной борьбы за существование должны были быть военные столкновения и изгнание либо истребление и поедание побежденных.

Вслед за неандертальцами в руки антропологов все чаще попадаются останки ранее неизвестных подвидов людей, генетически не связанных с нами и, по всей видимости, исчезнувших вследствие их поражений в войнах каннибалов с каннибалами, когда чужаки были ничем не лучше саблезубых тигров. А в таком случае можно говорить о периоде военного отбора, в котором побеждали уже не наиболее сильные особи, а наиболее боеспособные коллективы.

Такой отбор, помимо того, что он заставлял людей расселяться по планете и стимулировал совершенствование орудий войны и охоты и накопление военного опыта, не мог не ускорить формирование человеческого общества и человеческой морали. Ведь важнейшим залогом побед и, соответственно, выживания была многочисленность, которая обеспечивалась вступлением в союзы с соседями. А неизбежным условием выживания коллективов явно должен был быть строжайший запрет на поедание сородичей. Так что и заядлые каннибалы, привыкшие питаться человеческим мясом, должны были быть носителями высочайшей морали, не позволявшей убивать и поедать сородичей даже на грани смерти от голода.

Возникновение экономик, классов и государств. Накопление опыта, совершенствование орудий труда, а более всего переход от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию дали людям возможность производить больше материальных благ, чем было необходимо для их собственного жизнеобеспечения и воспроизводства. На языке физики это означало появление в системе потенциальной энергии, находящей в ходе эволюции выход в построении все более сложных организованных систем. И действительно, по мере того как поток добываемых людьми материальных благ начинал существенно превышать уровень, необходимый для их жизнеобеспечения и воспроизводства, повсюду начиналось строительство государств.

Особенно интенсивно создание государств шло у земледельцев. Они нуждались в охране от грабителей, которые могли согнать их с плодородных земель или отобрать урожай и обречь на смерть от голода. А с другой стороны, промышлявшим грабежом стало выгоднее не поедать побеждённых, закусывая их урожаем, а облагать их податью или, выражаясь сегодняшним русским языком, "крышевать" их. Возникавший в результате симбиоз земледельцев и их "крышевателей" и означал появление эксплуатации, классов и государств.

В принципе образование государств могло происходить как в результате покорения одних народов другими, так и в итоге выделения из народа сословия воинов, подчинявших себе соплеменников и подчинявшихся верховному правителю. Сути это не меняло.

Внешние черты "исторического этапа" истории. С появлением государств формирование Ноосфера сопровождалось их военным, экономическим, а в последние столетия и идеологическим соперничеством. Стремление властителей государств к увеличению своего могущества во все века было причиной бесчисленных войн и завоеваний, на первый взгляд, способствовавших объединению человечества в едином организме. В частности, в древнейших очагах земледелия они относительно быстро заканчивались установлением единых монолитных империй.

Однако в действительности такие государства оказывались не столько двигателями прогресса, сколько хранителями достигнутого. Подобно любым монополиям, монополия власти этих империй ставила их в положение спортсменов, которым не с кем соревноваться. И в результате они заплывали жиром консерватизма, а дорога прогресса оказывалась проходящей через их крушения. Наиболее же плодотворным для прогресса оказывалось единовременное существование сотен соперничающих и тесно общающихся между собой государств. В истории такая ситуация имела место дважды: в Древней Греции и в сегодняшнем мире. И результаты говорят сами за себя.

Подлинным же двигателем истории является научно-технический прогресс. Поэтому историк, уделяющий основное внимание войнам, революциям и прочим политическим потрясениям, подобен биологу, который, исследуя взросление организма подростка, уделяет основное внимание не его гормональным процессам, а появлению и исчезновению прыщей у него на лице.

Роль и функции людей в начале "исторического этапа" истории. При созидании зародышей первых общественных организмов люди были не только их единственными строителями, а еще и почти единственным строительным материалом. Исходным моментом этого строительства неизменно было установление иерархии власти. Подчинение одних членов сообщества другим превращало его в общество с единой верховной властью, воспроизводящей роль воли в организме индивида.

В общем виде общества с иерархией власти появились не только до исторического периода, но еще и задолго до появления людей. В частности, иерархия власти имеет место в стадах самых разных видов обезьян. Но у обезьян она устанавливается и поддерживается преимущественно физической силой в индивидуальных схватках: самый сильный становится вожаком, а места вслед за ним занимаются в порядке убывания физической силы.

Исторический же этап начался с наследственного закрепления социальных статусов. Основой древнейших обществ становилось деление на касты. При этом имело место и осознание того, что таким образом строится общественный организм. Согласно представлениям древних индусов, каста жрецов – голова общества, каста воинов – его руки, касты крестьян и ремесленников – ноги, а низшие касты – грязь на ногах.

Таким образом, строительство цивилизации из людей неизбежно порождало их пожизненные и наследуемые роли, регламентировало их отношения и ограничивало их свободы. При этом находившиеся на низших ступенях общественной иерархии получали от цивилизаций разве что повышение безопасности. А занимавшие в этой иерархии господствующее положение выкачивали из цивилизаций потоки материальных благ, субъективно на свои нужды, а объективно и на нужды строительства их цивилизаций, заставляя работников трудиться и тогда, когда те предпочли бы отдыхать.

Изменение роли и функции людей в цивилизации в ходе "исторического этапа" истории. Для "исторического этапа" характерен лавинообразный рост вовлекаемых в строительство человеческих цивилизаций материальных ресурсов. Вначале он выражался в росте площадей обрабатываемых земель, поголовья домашнего скота, количества и качества орудий труда и предметов быта. Затем наступил черед механизмов, в которые, помимо домашних животных, научились "впрягать" энергию ветра и падающей воды. Потом наступила эра использования пара, электричества и машин. На заре жизни старших наших современников началось использование атомной энергии, массовое внедрение контрольно-измерительных приборов, автоматов и поточных линий и внедрение первых роботов. А в последние десятилетия полным ходом идет компьютерная революция, создающая возможность замены людей в сфере как физического, так и умственного труда.

В сущности, речь идет о тотальном вытеснении людей из сферы производства.

И без осознания этого факта мы не только не сможем прогнозировать наше будущее, но и останемся бессильны понять, что и почему происходит с нами в настоящем. Причина неосознанности этого уже достаточно очевидного факта в его желанности для нас: люди давно мечтали об исполнении их желаний без их труда. Если бы вытеснение из процессов созидания имело для нас явные негативные последствия, то мы бы забили тревогу не хуже луддитов. А поскольку последствия происходящего для нас положительны, мы блаженно не замечаем происходящего и в итоге не понимаем, что и почему с нами творится.

Вот факты. Еще лет 300 назад средняя продолжительность жизни зачастую ненамного превышала 40 лет, а средняя продолжительность трудовой жизни была порядка 30 лет. Теперь же в развитых странах средняя продолжительность жизни переваливает за 80 лет, то есть возросла примерно вдвое, а средняя продолжительность трудовой жизни практически не изменилась. При этом средняя продолжительность рабочей недели у трудящихся примерно вдвое сократилась, появились отпуска, больничные и т.д. То есть доля рабочего времени в жизни людей сократилась более чем вчетверо. Но не это главное.

В прошлые эпохи люди трудились почти исключительно в производстве материальных благ. Сегодня же в развитых странах подавляющее большинство работающих трудится в непроизводительных отраслях (управление, финансы, образование, здравоохранение, юриспруденция, реклама, сфера услуг и развлечений и т.д., и т.п.). То есть люди заняты преимущественно либо обслуживанием друг друга, либо кознями друг против друга. На наших глазах профессии охранников и телохранителей становятся более массовыми, чем профессия фермера. И даже те, кто еще занят в материальном производстве, трудятся преимущественно не в производстве материальных благ, а в производстве оружия, охранных систем, средств разведки и слежения и т.п.

Еще недавно в качестве серьезной экономической теории рассматривали учение Маркса о прибавочной стоимости, создаваемой исключительно трудом людей. А сегодня никого уже не удивляют огромные птицефермы и сборочные цеха, обслуживаемые автоматами, роботами и компьютерами при полном отсутствии в них людей. И процессы замены человеческого труда работой машин и компьютеров идут во все ускоряющемся темпе.

Эти тенденции явно говорят о скором и, вероятно, неминуемом превращении человечества в паразита или, если угодно, генератора желаний в теле Ноосфера. И самое большее, что нам дано – это постичь логику эволюции и смехотворность попыток противостоять ей, осознать механизмы манипуляции нами, понять свое место в мире и определить свою цель.

Логика эволюции и свобода воли. Свобода воли людей влияет на логику и законы эволюции вообще и истории в частности не больше, чем на другие законы природы. Например, свобода воли позволяет нам прыгать в высоту, то есть против действия силы тяготения. Но эти прыжки не могут нарушить действие закона всемирного тяготения. Точно так же обстоит дело и со способностью свободы воли определять ход истории. В этой главе мы рассмотрим три примера, показывающие в какое дурацкое положение ставит людей непонимание логики этого хода.

1. Всего лишь полтора века назад, когда впервые получили широкое распространение идеи социализма и коммунизма, их приверженцы заклеймили государство как орудие насилия, служащее интересам эксплуататоров. Поэтому многие социалисты и, особенно, коммунисты ратовали за отмену государств, которые предлагали заменить самоуправляющимися коммунами. Их не смущало, что они призывают идти против логики эволюции, ибо они даже не подозревали об этом. А в результате получилось вот что.

Спустя всего чуть более полувека, социалисты и коммунисты получили власть во многих странах. И что же? Чем более пылко они ратовали за отмену государства в теории, тем более рьяными государственниками все они, без единого исключения, оказались на практике. А государство давно уже превратилось в орудие перераспределения доходов в пользу социально слабых слоев населения, то есть в орудие притеснения эксплуататоров.

И это превращение можно было предвидеть полтора века назад, ибо уже тогда начинало становиться очевидным превращение человеческого общества в коллективного эксплуататора машин и технологий, созданных и внедренных предыдущими поколениями. Кстати, именно по этой причине и пошли тогда в рост идеи социализма и коммунизма.

2. Победный ход глобализации породил движение антиглобалистов, неизменно устраивающих беспорядки в местах проведения встреч лидеров ведущих держав Земли. А каковы результаты этих действий? Давайте попробуем их перечислить:

а) само движение антиглобалистов неизбежно стало примером идеальной глобализации общественного движения;

б) лидеры соперничающих держав перед лицом противостоящей им беснующейся толпы вынужденно сплачиваются;

в) широкая публика наглядно убеждается, что альтернативой глобализации является хаос и беспорядки.

В общем, для ускорения глобализации даже и специально нельзя придумать лучшего общественного движения, чем движение антиглобалистов, хотя сами они искренне не замечают, что результаты их действий прямо противоположны их устремлениям.

3. Лет 20 назад появление видеокамер и компьютеров и электронных баз данных породили бурное движение в защиту приватности. А что мы имеем в итоге?

Видеокамеры устанавливаются во всех людных местах, крупных магазинах и складах, у входов в частные дома и т.д. Необходимость электронных баз данных со сведениями о частных лицах и для борьбы с терроризмом, и для медицинских целей, и для коммерции стала общепризнанной. А главное, сами частные лица выставляют в Интернет и сведения о себе, и свои дневники, и свои фотографии, вплоть до того, что молодые женщины наперебой выставляют на всеобщее обозрение свои фотографии в обнаженном виде. Дело идёт к тому, что сокрытие сведений о себе от электронных сетей превращается в отшельничество.

Суть происходящего в слиянии всех людей в единый суперорганизм, в котором Интернет начинает играть роль нервной системы. И слияние это неотвратимо и по законам эволюции, и по логике развития человеческих желаний и интересов.

Последний штрих. Эта статья пишется в дни беспрецедентного в истории финансового кризиса, заставившего экономистов усомниться в оптимальности рыночного регулирования экономики. На повестку дня вновь ставится вопрос о централизованном управлении финансами, совсем недавно казавшемся навсегда дискредитированным.

Есть, однако, существенное различие между оказавшимся несостоятельным недавним социалистическим регулированием и тем, которое маячит на горизонте. Социалисты пытались навязать Ноосферу свою, человеческую, волю. В грядущем же финансовом регулировании направляющей будет "воля" компьютеров, роль экономистов займут компьютерные программы, а люди потеряют еще одну функцию в организме Ноосфера.

Вместо эпилога. Два первых отклика на эту статью оказались полярно противоположными. Первый читатель счел глобализацию и формирование Ноосфера фактами, не стоящими обсуждения из-за их бесспорности и очевидности. А второй, наоборот, оспаривал эти факты, ссылаясь на то, что народы Африки нищают, Интернетом пользуется меньшинство населения, в мире растет социальное расслоение, а на пути глобализации остается множество препятствий и помимо хулиганствующей толпы.

На самом деле, противоположность оценок этих читателей объясняется близостью их позиций: оба они находятся в плену у тревог сегодняшнего дня и порождаемых ими эмоциональных оценок. Так, наблюдающим небо из лесной чащи оно представляется в виде прорех в листве, а глядящему на него из тюремной камеры – в виде клеточек между прутьями на зарешёченном окне. Обозреть же небо можно, лишь поднявшись над заслоняющими его мелочами. Точно так же и для понимания исторической действительности нужно глядеть на нее не через призму злободневности (позволяющей обосновать несметное множество не стыкующихся точек зрения), а через призму вечности и эволюции.

Осознание факта включенности людей в процесс сотворения Ноосфера дает понимание происходившего с ними на протяжении истории и происходящего с нами сегодня, возвращая картине мира утерянное постмодернистами единство. Только ее изложение требует целой серии статей: "Исторический прогресс и свобода", "Откуда берется власть денег", "Атомизация современного общества: причина и перспективы", "Что такое красота и спасет ли она мир", "Что такое Бог и что такое душа", "Варианты нашего будущего" и т.д.






Объявления: