Эдуард Бормашенко

РАЗРУШЕНИЕ ХРАМА



     
"…и не будешь ты более поклоняться делам рук своих"
      Миха, 5:12

     
     Сказали наши мудрецы, благословенна их память: "поколение, не отстроившее Иерусалимский Храм, как бы разрушает его (Иерусалимский Талмуд, Йома, 5)". Разрушение Храма, начатое Титом, продолжается. Мы чувствуем это, не можем смириться и возводим суррогаты Храма. Куда мы только не ходили, "как в храм": в театр и в лабораторию, в университет и в литстудию, в консерваторию и на завод. Для капитана Альфреда Дрейфуса храмом был его штаб. Какие только начинания мы ни оплодотворили, какие идеи ни разбросали по миру. Но даже вдохновенная подделка остается подделкой и страшная истина проступает из-под искусно наложенного грима: это все не то, это не Храм (зачастую мы выясняем это в конце жизненного пути, когда уже ничего не поправишь). В текстах, претендующих на философствование, нелепо смотрится местоимение "мы"; у мыслящего нет иного инструмента помимо его индивидуального сознания, но говоря о Храме, без "мы" не обойтись.
     "Говорят, что существует какая-то разновидность ядовитых насекомых, самки которых убивают самцов сразу же после спаривания. Точно так же происходило и с нами: стоило евреям в очередном любовном приключении оплодотворить чужую идеологию, как та сразу запускала в них свое ядовитое "жало" (И.Зильбер, "Пламя не спалит тебя"). Христианство - попервоначалу маргинальная еврейская секта - превратилось в глобального, безжалостного антисемита. Социализм вообще и марксизм в частности, вдохновленные идеями Пророков, немедля обернулись гонителями еврейства. Мессия от подсознания Фрейд закончил свою литературную карьеру пасквилем на Моисея. Евреи раскрутили, разогнали всемирное движение за права человека, - сегодня правозащитники готовы сожрать нас живьем.
     О наших недавних романах с Германией и Россией особенно грустно размышлять, слишком свежи воспоминания. Дух Москвы и дух Берлина были стенами нашего псевдохрама. Фриц Габер создал для Германии отравляющие газы, Яков Борисович Зельдович со товарищи - для России бомбу. Газы уже на нас испытали, российскую бомбу в иранской или сирийской упаковке - ждем.
     Любителям "малой истории" будет любопытен рассказ вдовы Ильи Михайловича Лифшица - З.И.Фрейдиной. "Однажды в октябре 1973 года ЯБ (Яков Борисович Зельдович) пришел очень мрачный, спросил: "Леля (И.М.Лифшиц) дома?", прошел в кабинет и закрыл за собой дверь. Довольно скоро он ушел такой же мрачный. Илья Михайлович молчал несколько дней, а потом сказал, что Яша сообщил ему, что наши (!) собираются применить атомную бомбу в Войне Судного Дня против Израиля. Если это произойдет, то он - ЯБ - покончит с собой…" ("И.М. Лифшиц. Ученый и человек"). В этом рассказе - трагедия, но если трагедия может быть типичной, то она именно такова, и вся она в местоимении "наши".
     
     * * *

      "…И дом Мой домом молитвы наречется для всех народов"
      Йешайя, 56:7

     
     Разрушение Храма - не племенное несчастье еврейского народа. Отсутствие Храма сказывается на всем человечестве (если бы народы мира знали, что они разрушают, они выставили бы дивизии для охраны Храма). В отсутствие Храма Б-г не оставил мир, но перестал говорить с человеком, оставив его наедине с собственным разумом. И вот все, что люди ни делают, полагаясь на разум, неизменно обращается во зло. Прекрасное изобретение - антибиотики - породило неслыханное перенаселение, порождающее перманентную агрессию голодных масс против более сытых соседей. Успехи медицины продлили жизнь человека, но о болезни Альцгеймера двадцать лет назад слышали только единицы, а теперь она у всех на устах, и дома престарелых не в состоянии принять всех нуждающихся. Ядерная энергия могла бы обеспечить безоблачное будущее человечества, а вместо этого мы живем под топором атомной войны. Как говорил Тацит: "На что я ни гляжу, во всем вижу насмешку над делами человеческими".
     В осознании того, что суррогаты Храма - подделка, есть момент истины, момент просветления. Пришло время, и мы уже достигли той стадии, когда не нужен ни Храм, ни его суррогаты. Ничто не вызывает священного трепета. Постмодернизм сдал в утиль Истину, промышленная революция - Труд, сексуальная революция и противозачаточные пилюли - Любовь, средства массовой коммуникации - Искусство.
     
     * * *
     Храм не разрушен. Мы продолжаем его разрушать. Второй Храм повергла в прах не злая воля римлян, но беспричинная ненависть евреев друг к другу. И что же мы имеем по прошествии двух тысяч лет? Горячечное, с пеной у рта выяснение отношений между светскими и религиозными, правыми и левыми, литваками и хасидами, ашкеназим и сфарадим, черными кипами и вязаными. Проще всего списать этот "разученный загодя праведный гнев" на изначально порочную человеческую природу (труднее всего любить ближних своих). Здесь не отговоришься. Б-г ждет от нас не беспомощного "таков мир, и его не переделать". Он ждет от нас возведения Храма.
      17 Таммуза 5770 г.
     
     
     





Объявления: