"…И будь эта история записана
кончиком иглы в уголке глаза, да
послужит она назиданием…"
(Из тысяча и одной ночи)
Когда немцы заняли Жидовск, никто особенно не испугался. Берл Гольдман, побывавший в немецом плену во время империалистической войны, уверял, что это высококультурная нация и евреев чипать не станет. Следует только соблюдать "орднунг" и уважительно относиться к начальству. Спокойствие не покинуло евреев и тогда, когда их, по приказу коменданта майора Зундера, загнали в гетто, отобрали голубей, собак, мотоциклы и велосипеды и потребовали сдать все деньги и драгоценности. Имущество, оставленное в брошенных домах, присвоили соседи арийского происхождения, которые в тех же домах и поселились.
Далее события развивались по испытанной налаженной схеме, разработанной в канцелярии министра завоеванных территорий д-ра Альфреда Розенберга. Избранному по приказу немцев юденрату предложили составить списки людей нужных профессий (сапожники, портные, кузнецы, плотники и др.) и ежедневно отправлять их на работы на арийской стороне. Хлеб давали только семьям работающих, но юденрату удавалось раздобыть еще с десяток буханок для тех, кто не имел кормящей специальности. В общем, жизнь протекала нормально, если не считать того, что украинские полицаи имели обыкновение насиловать еврейских девушек и убивать попавшего под пьяную руку прохожего еврея. Для поддержания высокой морали среди жителей гетто, немцы, время от времени вешали видных представителей общины. Однажды, например, они повесили раввина Йосефовича и учителя Меламеда - просто так, без всякой причины. После экзекуции, герр комендант Зундер почтил своим посещением канцелярию юденрата, где любезно пообещал членам этого органа самоуправления, что все будет прекрасно. Надо только соблюдать "орднунг" и помогать военным усилиям Великой Германии.
- Дисциплин, майне геррн, унд нох малль дисциплин - наставлял майор своих "унтерменшей (недочеловеков)". Члены юденрата от всей души соглашались с начальством.
- Майор Зундер, в общем-то, приличный человек, - говорил председатель продовольственной комиссии Раня Коган. - немцы трогают только бывших коммунистов и смутьянов. Порядочных евреев оставляют в покое.
Любовница коменданта Голда Гальюн полностью оправдывала немцев и утверждала, что евреи сами заслужили такое обращение своей жадностью и высокомерием. Спорить с ней никто не смел. Городской сумасшедший Йоська-лысый бегал по городу и орал: "Что, жиды, прищурились? Германец вам покажет и Библию и Тору с Талмудом!". Немцы его не трогали. Они его даже подкармливали и поручали расклеивать объявления с приказами немецких властей. Сам председатель юденрата Сема Перчик был за тесное сотрудничество и честный труд во имя победы Великой Германии.
- Мы будем честно работать и спокойно доживем до конца войны - говорил он и спешил на прием в комендатуру, вести переговоры об увеличении продовольственной пайки для жителей гетто. Хлеба, конечно, никто не давал, но Сема считал, что лучше морочить голову Зундеру, чем красть еду с продовольственных складов, рискуя жизнью.
- Нужно поддерживать живой диалог с немцами, - говорил он. Силой проблемы не решить.
Насчет силового решения в гетто были разные мнения. Кроме юденрата и сторонников пассивной попытки выжить, была еще подпольная группа молодых евреев, которая копила оружие и намеривалась оказать немцам и их украинским псам активное сопротивление. Впрочем, ничего путного подпольщики сделать не могли. Доносчики-евреи докладывали о каждом их шаге начальнику гестапо шарфюреру Клецке. По их доносу были схвачены и повешены руководитель группы врач Барух Златогорский и его заместитель, местный художник Мотл Лихтман.
Подпольщики намеривались уйти из гетто в лес и присоединиться к партизанам, но Сема Перчик сказал, что немцы разозлятся и выместят свою злобу на остальных евреях. Принцип "коль Исраэль аревим зэ ле-зэ (евреи в ответе друг за друга)" был традиционно силен в общине Жидовска, поэтому в лес никто не ушел.
Доносчиков тоже никто не трогал. Ведь еврей не мог поднять руку на еврея, поэтому Йосл Бублик (по кличке "пудель") и Моська Разов ходили по улицам гетто без всякой опаски и говорили встречным евреям (не желавшим с ними здороваться): "Вы еще скажете нам спасибо!".
Все споры закончились светлым июльским утром 1942 года. В Жидовск прибыли эсэсовцы из зондеркомандо. Вместе с украинскими полицаями, они собрали всех обитателей гетто и погнали в лес, где уже были вырыты два больших рва. По этому скорбному пути ушли старики и молодежь, женщины и дети, члены юденрата и рядовые евреи, богатые и бедные, подпольщики и доносчики. Забрали всех. Не забыли прихватить и любовницу коменданта Голду Гальюн.
Последние слова, сказанные Семой Перчиком уже на краю рва, донес до нас Моня Дункер, которому чудом удалось спастись и пережить войну (он долго партизанил, а после освобождения вступил в Красную Армию и дошел до Берлина).
- Мы плохо работали на пользу Великой Германии, - сказал председатель юденрата. Его труп был захоронен с теми, кого он привел (имея самые лучшие намерения) на край той ямы.