Сибирский космос

 

Инна Шейхатович

 

 

Театральные просторы  

 

Этот текст – мой беглый  отчет о большом событии. Скромный отчет.  Фрагментарный. Но и он в нашей жизни может быть кому-то нужен…

 Знаменитая Марина Дмитревская, театральный критик и автор серьезных книг о театре,    начала  свой семинар в Омске с вопроса, что же такое театральная мода и что такое подлинность. И  – куда идет театр.  Зал, в котором было много молодых театралов, слушал не дыша.     Что такое  современное искусство театра, в чем его правда, где начинается прорыв в небеса – и где имеет место просто трюкачество? Когда режиссерская находка работает на суть, на глубину образов, а когда за ней  ничего нет? Об этом и многом другом говорили и горячо спорили  на международном фестивале «Академия» в сибирском городе Омске.  Если уж рассказывать о  традиционном  фестивале, я должна, прежде всего, начать с этого   удивительного сибирского  города и  его зрителя. С широких улиц и колоколов Успенского собора.  C  дамочки, которая каждое утро бодрым голосом приглашает показаться по реке. Буро-зеленой и холодной.  Сверкающей в жарком мареве.  Город величаво встал по берегам Иртыша и Оми. Улицы здесь широкие. Дома кажутся одушевленными.  Сейчас жарко. Детские городские лагеря пестрыми лентами фланируют по мостовым. Вот они, те,  кому достанется театр дня завтрашнего. В Омске есть четыре привычных  театра,- драма, оперный, оперетта, кукольный – и новые, экспериментальные. Есть поиски.  Потому и возникла «Академия».  Критики  и театроведы  из Москвы и Питера, Новосибирска и Челябинска (да и я – из нашей жаркой темпераментной страны!) отмечают хрустальную тишину зрительных залов, праздничную атмосферу   и  огромный интерес ко всем спектаклям. Море молодежи на встречах и   обсуждениях. Полемический запал всех  участников.   Тягу к тому неясному и прекрасному идеалу, который иногда называют  истиной. А иногда – катарсисом.

Город Омск знаменит тем, что здесь родился художник Михаил Врубель. И в крепости «это совсем рядом, сходите непременно!»-  сидел Достоевский.  А театр – его слава велика и заслужена – любят многие и многие горожане.    Дружно покупают билеты и дружно встают в знак уважения к труду и творчеству r после финальных реплик. Вполне справедливо коллектив этого театра считается одним из самых интересных в России.

Итак, идем в Омский  театр.  Начнем с фойе. Билетерша, милая женщина в чем-то уютном - вязаном улыбается: «Вот  наша гордость!» Это она  об актерах. И добавляет: «У нас очень сильная труппа!». Фотогалерея  актеров Омского академического театра драмы встречают  нас  в красивом здании, умные и красивые лица украшают  здание еще больше, чем  пилястры и мраморные полы. Но и полы хороши. И уютный зал, в котором самую роскошную ложу до сих пор называют «Колчаковской». Тишина на всех спектаклях стоит хрустальная. Мобильные телефоны  если и зазвонят (в редчайших случаях!), то как-то застенчиво. Без пафоса.

В этом году фестиваль «Академия» проходит  в четвертый раз. Программу составляли   любовно и ответственно. Стремились оправдать задачу: показ самых ярких работ  театров России – и мира. Известный российский театровед, программный директор фестиваля Александр Вислов  (его коллеги без всякой иронии называют «самым красивым театральным критиком России»), говорит о том, что нам всем отчаянно не хватает умения «услышать и понять собеседника, умения правильно донести до него свою точку зрения». Добавим, что это проблема не только для театра. Желание понимать друг  друга,  стремление к диалогу  важны для мира людей.  Для мира – который антитеза войны. Для мира в тени ужасов и призраков конца света… Политика вторглась на территорию фестиваля – и несколько  пунктов программы были сняты. Знаменитый латышский  режиссер Херманис и коллеги из Польши сняли свое участие. Как это трактовать? Будем считать, что творческие  люди часто не свободны от влияния и давления далеко  не творческих сил.   Им кажется, что неучастие или качание головой в момент драки есть гражданская позиция. Я лично всегда против драки.  Без  исключений.  Но переходим к программе.  Потому что она достойна самого пристального внимания.

 

Литовский феномен

 …Все на фестивале закрутилось  с исторической притчи «Misrtras». Со спектакля, который поистине задал и интеллектуальный, и эстетический тон.   Государственный Вильнюсский Малый театр показал «Академии»  спектакль режиссера, которого можно считать феноменальным явлением в  мировом театральном  пространстве.

Имя режиссера - Римас Туминас. В Израиле театралы видели его спектакль «Дядя Ваня» по чеховской пьесе. Тогда вахтанговские актеры  только примерялись к манере и душе своего нового худрука. Примерились. Нашли гармонию. Спектакль стал открытием. И вот мне представилась возможность увидеть первый и сокровеннейший собственный  Туминаса дом.  Его дитя. Тот самый театр, который словно бы роддом его идей и стиля.  В котором он начинал - и продолжает выигрывать.  Где все дышит его  «предчувствием и интуицией».

Спектакль «Mistras» - о людях реальных. Мицкевиче. Жорж Санд. Шопене. Бальзаке. Жене Мицкевича. Гувернантке Мицкевича. И о людях в истории. Вообще – о  людях.  

О мифах и вымыслах. О    фантазмах. О сломах. Тонкость режиссуры и актерское мастерство создают  мир афористичный и плотный. Пластика доведена до абсолюта. Жесты – как отдельно выработанный тайный язык.  Даже парик Жорж Санд – яркий и самоцельный образ. Каждый персонаж приносит залу особый театр –он же балет-диспут- цирк-  университет. Шопен играет на бутафорском пианино огнем живой души - и возвращает к нашим школьным  представлениям  о хрупком, больном, обреченном поляке.  Бальзак широк и размашист. Творчество  перемежает с бизнесом. И надо всем – мистик. Пророк и как бы мессия.  Ловкий и зоркий. Именно он все соединяет. Ворожит. Лечит.  Шьет. Складывает пасьянс. Из эроса  с интеллектуальной игрой.  Режиссер подбирает  детали и широкие мазки. Строго и эстетично подает притчу о Литве и литовцах. Спектакль отсылает к истории  России, Литвы, Польши, неожиданно и философично резонирует  с днем сегодняшним. Дискутирует с трактовками истории.  И пленяет невиданным мастерством. Торжеством Мастера. Мастеров. 

 

Стол с друзьями  

 

 «Круглые столы» - наряду с показами спектаклей и их обсуждениями – очень важная часть фестивальной программы.

О вызовах и конфликтах нашего века горячо  спорили журналисты и театральные  критики.  О «диктате директоров», о поисках театров провинции, о меценатстве   и опытах обращения к детской аудитории вели они беседы. Жанна Зарецкая  ( критик, сотрудник легендарного театра БДТ из Питера) рассказала о программе «Век просвещения». Нынешний главный  режиссер знаменитого  «товстоноговского» театра  Андрей Могучий, заботясь о воспитании нового  поколения зрителей, предложил  открыть театр для всех. И комплексно  этих

«всех»  развлекать и воспитывать. Водить по театру экскурсии. Звать в интерактивный музей. А также отправить эмиссаров театра в «народ» - в школы, например. Чтобы сеять «разумное, доброе, вечное». Омские  коллеги рассказали, как они  привлекают  публику (в особенности – молодую) в театр. Сейчас, скажем,  есть проект разработки темы любимой омской хоккейной команды «Авангард». Болельщики, без сомнения, придут  на имена кумиров. Здесь самое важное – «придут». А театр уж позаботится, чтобы остались.

  Александр Фукалов, актер и педагог, сыграл моноспектакль по пьесе Жака Мужено «Казус Послера: лекция о современном искусстве».

Эта работа вызвала очень живые  и неоднозначные отклики. Художники  обиделись  за то, что в спектакле была ирония по отношению к поискам в их профессиональной сфере. Но разговор вышел ярким и конструктивным. И все беседы за   «круглыми  столами» были горячими.   Мнения высказывались разные: о том, что сегодня только в Фейсбуке существует политический театр. И – не слишком ли мы серьезно относимся к разного рода наградам.  И – как сегодня,  в условиях всякого роде кризисов – меняется функция и роль критика. Кто он, критик, в ситуации, когда главные редакторы стремятся урезать,  а то и упразднить  в СМИ амплуа пишущих о культуре? Продюсер? Рекламный агент? Хорошо ли «пиарить» то, что «пиарить»  как бы не следует? И – как выжить, чтобы не пропасть? «Корпоративная  солидарность поможет нам выжить», - произнесли мы как завет. И  - задумались. Выжить – это все же не самая  радостная перспектива.

Хочется Жить…

 

Люди в потоке

 

Актер Омского академического театра драмы Михаил Окунев – один из ведущих актеров Омского театра драмы. В дни  Фестиваля сыграл  в нескольких спектаклях. Во «Врагах», спектакле по пьесе Горького в постановке главного   режиссера Омской      драмы Георгия Цхвиравы, в спектакле экспериментальной лаборатории молодой драматургии «Концлегеристы».  

Эти самые «Концлагеристы» - черная комедия.  Соединенные штаты Удмуртии – кошмар возможного будущего. Федот, герой Михаила Окунева, безмерно обаятелен. Живет скромно и по принятому закону.  Отмечен орденом. Не бунтует. Надо создать семью  с женой-мужчиной? Готов. Хотя вступить в эту связь не желает.  Создает видимость…

Надо быть, как все – без вопросов. Но душа желает свободы. Ген  свободы будоражит. Бродит. И Федот идет за сталкером.  

Чувствует, что это провокация. Что как-то все не очень убедительно, пахнет обманом. Но  идет. Будто выламывается из мертвой кожи. И только цепкий взгляд вспыхивает. И работа мысли так видна. Так очевидна. Выйти  из лагеря не суждено. Одиночка – не воин. Или – все же воин?

В спектакле Омского академического театра

драмы «Враги» по пьесе Горького  в постановке главного режиссера театра Георгия Цхвиравы Михаил Окунев сыграл жесткого и непримиримого купца Скроботова. В конфликте «хозяева- рабочие» Скроботов ведет линию «хозяев». Его заботит дело. Прибыль. Развитие. В спектакле Георгия Цхвиравы  нет правых и виноватых. Сам текст пьесы   взвихрен и заострен. Поток горьковских характерных крылатых фраз словно освобожден от накипи и нафталина. Оформление хорошего театрального  художника Эмиля Капелюша  одновременно есть и привычный пейзаж (березки, вода) - и странно тлеющий, чадный котел. В воду красивые женщины погружают красивые тела. А некто грубый сует в нее грязные сапоги. В воде плывут остатки еды. И – прокламации. Рабочие в этом спектакле злы и  нетерпеливы.

Грубы и требовательны. И толерантность никому не свойственна…Беды из далекой пьесы с несчастливой судьбой продолжается…Спектакль Георгия Цхвиравы актуален. И блестяще сыгран. 

 

Свет «Гешера»

 

 

 Израильский «Гешер» показал на фестивале свою знаменитую «Деревушку».  Наш  «Гешер» стал первым театром из Израиля, выступившим на омской сцене. Иврит звучал в этом зале впервые. В яркой будочке, брошенной  на городской улице,  кассир рассказала о том, что «об этом театре рассказывают легенды,..». И что  - хотя «билеты дороговаты» - интерес у омичей к нему большой.  

Яффа  Оливицки –Коэн, атташе по культуре посольства Государства Израиль в России, приехала  в Омск. Посмотрела оба спектакля «Гешера». Вручила диплом Праведника мира приемной дочери героини и праведницы. Посетила синагогу. Встретилась с министром культуры Омской  области Виктором Прокопьевичем Лапухиным. Помощь посольства сделала возможным показ  спектакля в рамках фестиваля.

… «Деревушка» по пьесе Йегошуа Соболя – это спектакль-напоминание.  Ностальгическая и поэтичная  аллюзия. Древняя песнь. Карнавальная игра с животными и людьми. Живыми  и мертвыми. Маленькая энциклопедия еврейского прорыва.  Мир детства с вкрапленными в него жесткими аккордами  войны и беды. Детство – это Йоси, ребенок с богатым воображением, тонкий, чуткий. Ему не давно повзрослеть и постареть.  И его феноменальная природа  отражает  и войну с ее жертвами, и чужую беззаконную любовь. И семью с ее рутиной, чреватой взрывами и слезами. Маркс и Тора, евреи  и арабы, ревность,  мелодии, голосование в ООН  (старенький  репродуктор одиноко и неудержимо  плывет по рельсам – куда? Что оно, это голосование, даст?). Чудесная харизматичная коза Дица  (Рут Расюк) и беспримерный танцевальный Индюк  (Алон Фридман) словно выпорхнули из сказок и  легенд. Из первобытного антропоморфизма. Опаленная войной Соня  ( Светлана Демидова) пришла из вечной  памяти нашего народа. Оттуда, где мы все храним свою боль и свои слезы.  Бабушка ( Маша Белкина)  - отголосок  Природа – с Йоси. С его проказами и ужимками. С его космическим сердцем.

Саша (Исраэль) Демидов играет свою роль так увлеченно и чисто, свято и тепло, что не полюбить этого ребенка-мечтателя нельзя. Ему сострадаешь и над его судьбой плачешь. Когда в новой версии «Деревушки» Демидов- Йоси говори  о покойном отце, о том, что он любил его, сердце щемит.

Падают песчинки. «Деревушка» - плач драматурга. Гимн. Мелодия для одиноких сердец.  Виртуозность актера и глубина замысла автора и режиссера  сплелись, стали  почвой и воздухом. Дали грандиозные плоды. Мы строим – одни! – свою деревушку. Свою историю. И раны на этом пути  трагичны.  Когда в новой версии «Деревушки» Демидов- Йоси говори  о покойном отце, о том, что он любил его, сердце щемит.

И во время последнего монолога – тоже накатывают слезы. Я люблю этот театр и его творцов. Я верю в его мудрость и ум.

 

Вот пока и все. О фестивале. О городе Омске. До встреч в театре -он необходим для  ума и сердца. . 



Оглавление номеров журнала

Тель-Авивский клуб литераторов
    

 


Рейтинг@Mail.ru

Объявления: