Анна Файн

Письмо на голубом картоне


    
    Сулейман Галеви дождался, пока секретарь оставит приемную, сел, поудобнее расположившись на низком табурете, расправил полы старенького халата. Он достал из торбы лист плотного голубого картона, гусиное перо и чернильницу-невыливайку. Пристроив картон на коленях, а чернильницу - на полу, слева от табурета, начал писать, старательно выводя левой рукой хитроумные закорючки. Правая, нерабочая рука безжизненно свесилась вдоль тела, точно рукав, не заполненный человеческой плотью.
    
    " 1494 год хиджры
    5844 год от Сотворения мира
    2084 год по летоисчислению вероотступников, да сотрутся их имена
    
    В канцелярию великого муфтия святого города Аль-Кудс,
    От Сулеймана Кайдановского, отказника
    
    Прошение
    
    О, светоч наших глаз, опора и защита гонимых, великий и грозный муфтий Аль-Хусейни, да продлит Всемилостивый твои годы!
    
    Уже не в первый раз припадаю я к вратам твоей канцелярии, дабы испросить милости навестить святой город Аль-Кудс, он же Иерусалим, да отстроит его Господь вскорости, в наши дни. Уже не раз доказывал я верность султану, не раз приводил неоспоримые свидетельства тому, что я истинно еврей, то есть, потомок сынов Израиля, о которых сказано в Коране, а не семя крапивное, выродок от международного сброда, осквернившего святую землю Палестины сионистским образованием, неугодным Аллаху. К сему подшивал я копии подлинных документов, подкрепляющие древность моего рода и знатность происхождения. Увы, увы! Мольбы мои остались без ответа. Но я не теряю надежды и пишу вновь, уповая на поддержку Творца. Вот краткая история моего рода. Быть может, она тронет сердце муфтия, и он позволит мне облобызать камни Аль-Кудса, пока ангел смерти не забрал жалкого раба в покои Всемилостивого.
    
    Начало истории нашего рода теряется в глубине веков. Согласно преданию, мой пращур, раввин Соломон Галеви, был изгнан испанским королем Фердинандом и королевой Изабеллой вместе с прочими сынами Израиля. После многотрудных скитаний по морю и суше, злоключений и гибели близких от диких зверей и болезней, осел он на постоянное жительство в стране Валахии. Там родились у него дети и дети детей.
    
    Один из потомков рабби Галеви, рабби Элиезер, был захвачен разбойниками и уведен пленником в чужую страну. Супруга же его спаслась бегством и нашла приют в другом городе, где добывала на хлеб, будучи искусной повитухой.
    
    Рабби Элиезер, помимо праведности и учености, обладал еще и талантом: был он ювелиром и часовых дел мастером, ибо еще в юности дал зарок не брать пожертвований у святой общины, а зарабатывать на пропитание самому, дабы изучать Тору ради Торы, как о том говорится в наших святых книгах. И вследствие дара и большого мастерства нашел он благоволение в глазах своего господина, и тот велел поселить его в особой комнате, и не утруждать никаким служением, кроме ремонта часов и драгоценных безделиц, коих в изобилии привозили купцы из далеких стран и продавали в том городе за большие деньги. И оттого, что жил он отдельно от прочих слуг, мог рабби Элиезер учить Тору и молиться, и сам готовить себе еду.
    И посылал он жене весточки, но все они, равно бумажные и электронные, возвращалсь, не находя адресата.
    
    И вот, случилось так, что у царевны, дочери императора, сломался драгоценный перстенек, о чем она весьма горевала и плакала перед имперетором, отцом своим. Тот перстенек привезен был из самого Гонконга, и сделан из плотного стекла, внутри же был полым. А вделана была в него электрическая лампочка, каковая загоралась всякий раз, когда царевна прикладывала перстень к письму или нажимала на него каким-либо иным образом. Стекло же на перстне было цветным, и при зажигании лампочки сверкало ярче рубинов и сапфиров. И китайцы весьма искусны в подобных вещах, и по сю пору славятся этим.
    
    Все мастера императора пытались чинить кольцо царевны, но ни одному из них не сопутствовала удача. И вот сказали императору, что у такого-то вельможи живет ученый еврей именем Элиезер. И велел император своим слугам привести еврея ко двору. Рабби Элиезер же, как только пришел, сразу увидел, что не сломан перстенек, а только села в нем батарейка, как это часто бывает с электрическими изделиями. И во всех пределах императора не было подобной батарейки на замену старой.
    
    При дворе императора находился сановниик по имени Копперфильд, выкрест и ненавистник Израиля. Этот Копперфильд бахвалился, будто бы, медитируя в своей опочивальне перед иконой, впадает в транс, постигает тайну левитации и летит над миром до Китая, где учит всякие премудрости из уст самого Конфуция. У рабби же Элиезера была китайская батарейка, потому что собирал он диковинки из дальних стран, привозимые купцами. Но императору он в том не сознался, а попросил его величество послать Копперфильда, чтобы тот полетел в Китай и доставил батарейку за одну ночь.
    
    Копперфильд, в великом страхе, пришел в дом рабби Элиезера, укутанный плащом, плакал и умолял дать ему батарейку, дабы отвратить гнев императора и позорное разоблачение. И согласился рабби Элиезер при условии, что Копперфильд вытребует у государя охранную грамоту для всех евреев, а его, Элиезера, отправит в родной город. И согласился Копперфильд.
    
    После починки кольца задал император у себя во дворце большой пир, а рабби Элиезера проводили с почестями, и дали ему с собой большой караван дорогих товаров, и слуг для охраны. И дал ему также император подорожную грамоту. Копию оной я присовокупляю к сему прошению, дабы уверился муфтий в знатности моего рода и древности происхождения. И добился Копперфильд охранной грамоты для всех евреев королевства, как и обещал, и жили они после того в мире и благоденствии.
    
    По дороге напали на караван разбойники, убили слуг и забрали все вещи, и вернулся рабби Элиезер ни с чем. Однако Богу было угодно помочь праведнику. На почтовой станции обнаружил рабби компьютер к Сети подключенный , и в нем - сайт своей жены-повитухи, через который находили ее роженицы. И так узнал он, что жена его в добром здравии, и оповестил ее по электронной почте о своем возвращении. Она же вышла из города, в котором пребывала, и встретила мужа при въезде в город, и оба они плакали весьма. За праведную жизнь и лишения наградил Господь рабби Элиезера: на старости лет родился у него сын, необыкновенно мудрый и беспорочный. И нарекли ему имя в Израиле - Шломо.
    
    В те времена случалось, что люди засыпали и спали много дней, а душа их блуждала в иных мирах, и там узнавала прошлое и будущее. И спал рабби Шломо три дня и три ночи, и во сне увидел ангела, который указывал мечом в сторону моря и произносил громоподобным голосом такие слова: вставай, иди в Землю Израиля и плачь у камней святого города Иерусалима, ибо близится Избавление!
    
    Тотчас же встал рабби Шломо, продал дом и все имущество, и приехал в портовый город Одессу с женой своей и учеником, и там нанял каюту на корабле, и предались они волнам, пока не началась великая буря. Корабль разбило в щепки, а рабби Шломо, его жена и ученик добрались вплавь до необитаемого острова. И не было на том острове никакой пищи и воды. Ученик же рабби Шломо просил его молиться о спасении их душ. Но от всех несчастий и бед забыл рабби слова молитв, и тогда стали повторять буквы алфавита святого языка, он и ученик его. И лишь только произнесли "Алеф!", как налетел вихрь, поднял всех троих в воздух и перенес снова в порт отбытия. И сказал рабби Шломо: видно, не настроили мы свои сердца, как должно, потому что отдалилось Избавление.
    
    После тех происшествий поселился рабби Шломо и семья его в стране Московии, они же Русия, в городе Кайданове Минской губернии. И жил рабби Шломо еще долгие годы, и родил детей и детей детей, и все они учились Торе.. Из его потомков пошли мы, Кайдановские, да еще Кайдановеры, о чем записано в ревизской сказке, копию выписки из которой прилагаю я к сему прошению, дабы удостоверился муфтий в древности моего рода и знатности происхождения.
    
    Среди Кайдановеров был один великий раввин именем Шмуэль Кайдановер, называемый "морейну вэ-рабейну Шмуэль Кайдановер" - наш учитель и наставник Шмуэль Кайдановер, сокращенно - Маршак. И от него пошел род Маршаков. И был некто, именем Самуил Маршак, человек весьма ученый и искусный в стихосложении. Этот Маршак составил поэму "Сказание о Рассеянном". И многие недалекие и необразованные люди думают, будто это детская сказка наподобие тех, что рассказывают народы мира. Однако же говорится в сказании о душе, которая, снисходя в наш мир, забывает своего Создателя и тайны Торы, выученные в иных мирах. И оттого случается, что у многих людей души будто безумные. И эти безумцы полагают, будто нет Бога, упаси Господь, а мир возник сам по себе.
    
    Другие же души, придя в наш мир, вечно пребывают в беспамятстве, или в спячке, как сказано: "... мы были, как во сне". И эти несчастные всю жизнь мучаются от рассеянности, забывают и путают самые простые вещи.
    
    И хотел я составить комментарий на "Сказание о Рассеянном", но только получил я традицию от отца моего, рабби Галеви-Кайдановского, и от тестя, раввина святой общины города Сдерота, что не пишут комментариев на притчи и сказки. Дабы не сокращать их смысла. Ведь те, кто вычитывает больше, чем написано, от комментария только пострадают. Так пусть же каждый понимает соразмерно сердцу: великий - по величию своему, малый - по малости своей.
    
    Дозволю себе сказать лишь одно: последнее путешествие Рассеянного есть дорога в святой город Иерусалим, он же Аль-Кудс, а не в мифический "Ленин-град" ( я справлялся по карте и точно уверен, что в Московии нет города с таким названием). И многие из нас доселе сидят в отцепленном вагоне, и ждут, когда поезд доставит их к Избавлению. Утро, день, вечер - а Иерусалим все еще далеко. С изумлением наблюдают они из окна бурлящий вокруг поток жизни. Таков и я. И "Сказание о Рассеянном" прилагаю к сему прошению, чтобы у великого муфтия не возникло сомнений в подлинности рассказа.
    
    После изложенных мной событий случилось: во время войны Русии с императором Наполеоном отличился мой предок Мойше Кайдановский. Поставлял он провиант русской армии, и родичи его шпионили за французами для царя, ибо впадали в летаргический сон и видели все передвижения французов на три дня вперед. За то наградил их царь похвальными грамотами, копию одной из них прилагаю к сему прошению. И во времена царя Александра Второго дозволили им поселиться в столице Московии, городе Москве, за заслуги перед царем и отечеством. А другим же евреям не дозволялось это. Разве только демобилизованным солдатам и купцам первой гильдии.
    
    В то время московские евреи торговали шелком. И привозили они дешевый шелк из Лодзи, Варшавы и Берлина, и за то московские купцы гневались на них, и писали царю жалобные письма. А царь Александр был защитник иудеев. И по великой своей доброте позволил он святой общине возвести синагогу в самом центре Москвы, в Мясницкой части. И построили они дом учения и молитвы, а предки мои немало тому способствовали ежемесячными взносами в кассу. И квитанции с печатями прилагаю я к сему прошению.
    
    Великий же князь Сергей Александрович, брат царя, люто ненавидел сынов Израиля. Как-то раз ехал он по Москве в карете, и заслышал звон колоколов. Обернулся князь на ближайший золотой купол и осенил себя крестным знамением, как принято у христиан. Тут же заметил ему бывший при нем слуга: это ведь жидовская синагога! Повелел великий князь снять золотой купол с дома учения. И всяческие притеснения учинил он евреям, и не могли они больше торговать тканями в розницу, не считая продаж через Интернет, которые не приносили большого дохода. Ибо Интернет в то время был дорогой и медленный, и не всякий мещанин мог себе такое позволить, а только дворянин или купец.
    
    В тот же год изгнал великий князь Сергей Александрович иудеев из Москвы. Купцы же в те времена делились на гильдии: богатые - первой гильдии, средние - второй, бедные - третьей. А самые бедные ни к какой гильдии не приписывались и назывались "разгильдяи". Купцы первой гильдии остались в Москве, второй и третьей - поехали по железной дороге в Лодзь, Варшаву или Берлин. А разгильдяи ушли пешком. А уйти следовало в одну ночь. И многие больные падали замертво, а беременные женщины разрешались на почтовых станциях мертвыми младенцами. И все эти сведения истинные, и записаны в хрониках, и, если муфтию будет угодно, может он сам поитересоваться или расспросить своих референтов.
    
    Мой прапрапрадед Мошка Кайдановский был бедняк, разгильдяй из разгильдяев. Изгнанные евреи поселились в сельце Преображенском, где шелковые мануфактуры. Самые же отчаянные нашли пристанище в деревне Марьина Роща. В той Марьиной Роще водились тогда лишь воры да проститутки - подлые и наглые людишки. Так что милиция туда не совалась ни пешая, ни конная. И некому было проверять у Мошки вид на жительство, и московскую прописку. Оттого развернулся он вовсю и стал торговать папиросами вразнос, и квасом из железной бочки. И скинулись все бывшие с ним единоплеменники, и выстроили в Марьиной Роще новую синагогу. Сыновья же Мошки, Миша и Лева, уже не торговали квасом и папиросами. Стали они один математиком, другой - физиком, по обычаю того времени.
    
    Об ту пору приехала в Москву посланница сионистского образования, женщина прекрасная видом и стройная станом. И лицо ее излучало такое удивительное сияние, что светло было от нее ночью, как днем. И оттого звалась она "Голда" - золотая. Другое же прозванье ее было "Меир", что в переводе со святого языка означает "дарующая свет".
    
    И пришла ее сиятельство Голда Меир в синагогу, что в Мясницкой части, и встала на женском балконе. А были в той синагоге балконы деревянные, резные, называемые "хоры", и оттого вся синагога получила имя "Хоральная". Молитвы же тогда произносились в полной темноте и в тайне, ибо запрещены были в Московии всякие молитвенные собрания. И осветилась синагога сильнейшим светом. А милиционеры прилипли к окнам, точно мухи. И все, бывшие там, говорили друг другу: "Они нам этого не простят!" Так и случилось: заковали их в кандалы и отправили в холодную страну Сибирию. Шли они в Сибирию, плакали и пели: "Если забуду тебя, о Иерусалим, пусть забудет меня правая рука!"
    
    А Миша и Лева Кайдановские спаслись, ибо жили в Марьиной Роще и молились в тамошней синагоге. "
    
    Сулейман перевел дух, достал из торбочки новый голубой лист, встряхнул чернильницу левой рукой и снова принялся строчить:
    
    "В те времена был в Московии такой обычай. Всякий, кто хотел ехать за море, являлся к царю Леону в присутственный день. И если угодно было царю, и нахходил тот человек благоволение в глазах царя, то простирал он к нему свой жезл и трижды говорил: уходи! И ехал тот человек восвояси. Если же не находил он благоволения в очах царя, то возглашал государь: отказать! И терял тот человек свое имя, и звался с тех пор "Отказник".
    
    И пришли Миша и Лева, и Мошка, отец их, к царю. А у Мошки был драгоценный камень бдолах, привлекающий сердца. И нашел он благоволение в очах царя, и уехал в Палестину. И не видел более своих детей, ибо стар был и умер вскоре. А Миша и Лева стали отказниками, и уволили их с государевой службы. И перестали они учить математику и физику, но погрузились в изучение Торы, ибо нет худа без добра.
    
    Был в синагоге, что в Марьиной Роще, один еврей, именем Довид, скрытый праведник и каббалист. Миша же был человек проницательный, и понял, что не такова его наружность, каково нутро. Однажды пристали к Довиду Миша и Лева, чтобы вымолил он у Господа о снисхождении Машиаха, ведь множатся наши страдания, а Избавление все еще далеко. И велел им Довид молиться и поститься три дня, а затем прибыть в синагогу в ночной час для особого моления, приводящего Машиаха. И сказал он им, говоря: "Если правильно настроим свое сердце - придет Сын Поколения, а если нет - встанет огненный столб и пожрет синагогу, а тот, кто сбился - умрет". И постились они, и молились, как было сказано. И пришли ночью в синагогу. Стали они произносить слова особой молитвы, все трое. Но ровно в полночь зазвонил у Левы мобильник, который он забыл отключить. Сбилось его сердце с правильного намерения, упал он и умер в ту же минуту. А Миша и Довид выскочили из дома учения в великом страхе. Тут же встал огненный столб посреди здания, и горело оно всю ночь до утра, как свеча. И фотографию пепелища прилагаю я к сему прошению, чтобы удостоверился муфтий в истинности моих слов. Впоследствие построили там новую синагогу, по указанию Любавического ребе из Бруклина. И нашлись такие, что объявили ребе Машиахом, ибо не знали они, что случилось в ту ночь, и питались слухами. И некоторые верят в это до сих пор.
    
    После тех событий восстал в Русии новый император Михаил. Под давлением великих держав отпустил он евреев в сионистское образование Израиль. И многие ринулись туда, ибо мудрецы того поколения исчислили срок прихода Машиаха, и ждали его с минуты на минуту. И были им чудеса и знамения, и победы военные. А иные пребывали в спячке всю жизнь. А на прочих нападала бессонная болезнь, и учили они по ночам скрытые смыслы и тайны Торы, но вместо постижения высших миров теряли память, как это бывает при бессонной болезни. И наполнилась безумцами вся страна.
    
    И вот случилось. Все сто двадцать депутатов парламента сионистского образования, именуемого "Кнессет", тронулись умом. И отделили они Палестину с городами Иерихон и Газа от сионистского образования. И построили сионисты великую стену наподобие китайской вокруг Палестины. И свезли правоверные в Палестину оружие со всего мира, и богатырей, обученных войне. И беженцев числом десять миллионов. И досаждали они сионистам мечами и кинжалами, бомбами и ракетами.
    
    И вот, изнемогли сионисты. И присоединили Палестину назад к сионистскому образованию. Мусульман же стало больше, чем иудеев, и победили они их на демократических выборах.
    
    После тех событий, как тебе хорошо известно, оставили мусульмане в Палестине только тех иудеев, которые могли доказать знатность рода и древность происхождения. И поселили их в городе Сдерот, в лепрозории. И дед мой, и отец мой рабби Галеви-Кайдановский, были среди них. А прочих посадили на кол, вырвали им глаза и языки, отрезали уши и утопили в море, как они есть международный сброд, а не сыны Израиля, о которых сказано в Коране. Нас же пускали в Аль-Кудс, он же Иерусалим, ежегодно в день Разрушения Храма иудейского, чтобы могли мы плакать у камней святого города и радовать правоверных.
    
    И размножились мы в Сдероте, и расплодились весьма. И приказал султан насылать ракеты на наши головы, чтобы уменьшить нашу численность. И гибли от тех ракет мужи, и женщины, и малые дети. После одной из ракет, как хорошо известно муфтию, восстали мы, и кидались камнями и бутылками. И подавили то восстание с жестокостью, как свойственно правоверным. После закрыли нам доступ в Иерусалим, и доступ в Интернет. И не могу я больше припасть к камням святого города, и нет мне хода в сайт "Стена плача в реальном времени", где я подцеплял, бывало, мышью графические слезы и опускал их в слезоприемник методом "тащи и бросай". И записку электронную в Стену плача не могу отправить, чтобы принял Всемилостивый мои молитвы.
    
    Вот, был я юношей, зрелым мужем и старцем, а Иерусалим все еще далеко, и не пришло Избавление. И хотя близится 6000-й год, а всей человеческой истории будет шесть тысяч лет, как сказано в наших книгах, но боюсь я, что не доживу до прихода Машиаха. И прошу отпустить меня в Иерусалим теперь же. Ведь сердце мое - на Востоке, а сам я на краю Запада. О, Иерусалим, прекрасный видом, отрада Вселенной, град Великого Царя!
    
    И хочу уверить тех, кто читает сие прошение, что передал я историю моего рода такой, какой услышал от отца моего и тестя, раввина святой общины города Сдерота. И не прибавил от себя, и не убавил ничего. Если же по безмерной рассеянности и перепутал исторические детали, то пусть не сердится на меня муфтий. Ведь в нашем городе Сдероте запрещены книги по истории, дабы не смущать бунтовщиков, и не бунтовать смутьянов. Коннекта же с провайдером нет у меня, как я уже не раз докладывал муфтию.
    
    Засим остаюсь преданный раб муфтия и султана,
    Сулелйман Галеви-Кайдановский, отказник и разгильдяй, город Сдерот, второй еврейский лепрозорий, отцепленный вагон".
    
    Сулейман перечитал послание, сложил листочки, с любовью глядя на картон. Слуги муфтия принимали послания, написанные исключительно на голубой бумаге, ибо голубой цвет отталкивает злых духов. А среди челобитчиков попадались изощренные колдуны и каббалисты.
    
    Он робко подошел к двери, постучался и согнулся в поклоне. Секретарь муфтия, одетый в зеленый халат и зеленую шапку, как и подобает правоверному накануне праздника Рамадан, равнодушно взял прошение и опустил его в карман халата.
    
    5765 год от Сотворения мира
    2005 год по исчислению вероотступников, да сотрутся их имена.
    
    
    
    
    
    
    


 

 


Объявления: