Эли Корман

КОМНАТЫ ДОМА СКОРБИ


     В ночь скандального сеанса в театре Варьете в клинику Стравинского поступают два пациента: Никанор Иванович Босой и Жорж Бенгальский. Иx помещают в 119-ю и 120-ю комнаты соответственно. 117-я и 118-я заняты еще раньше - Иванушкой и Мастером.
     А в соседних комнатах - 116-й и 121-й - есть кто-нибудь? Ну, насчет 121-й - это еще вилами по воде писано, что она вообще существует.
     Но 116-я-то должна быть? Должна.
     Благодаря выкрикам Никанора Ивановича "тревога передалась в 120-ю комнату, где больной проснулся и стал искать свою голову, и в 118-ю, где забеспокоился неизвестный мастер...
     Из 118-й комнаты тревога по балкону перелетела к Ивану, и он проснулся и заплакал.
     Но врач быстро успокоил всех встревоженных, скорбных главою, и они стали засыпать".
     Тревога перелетела к Ивану, то есть в 117-ю комнату. Ну, а дальше-то, в 116-ю, почему тревога не полетела? Почему все встревоженные, скорбные главою сосредоточены на участке со 117-й по 120-ю комнаты?
     "После этого Ивана Николаевича повели по пустому и беззвучному коридору..." Да. Пустому и беззвучному. Пустует этаж. Пустует 116-я, пустуют и комнаты с меньшими номерами.
     Итак, в ночь с четверга на пятницу, с поступлением Босого и Бенгальского, больных стало четверо. До того, в течение примерно суток, их было двое: Иван Николаевич и Мастер. А еще до того, то есть до ночи со среды на четверг, во всем этаже был единственный больной - Мастер.
     Но зато в пятницу привезли на трех грузовиках служащих Ваганьковского филиала, и "профессору Стравинскому удалось их привести в порядок в течение двух часов времени путем каких-то впрыскиваний под кожу".
     Где им делали впрыскивания? В приемной? Вряд ли. Уж не разместили ли их в пустующих комнатах того самого этажа - тихого, загадочного?
     А может, их разместили на других этажах?
    
     * * *
    
     Ключевой вопрос: сколько этажей в доме скорби?
     Прямого ответа текст романа не дает. Но по разным косвенным признакам можно установить, что - один.
     1. Слово "балкон" употребляется в разных падежах, но всегда в единственном числе: "Я стащил у нее ... связку ключей и, таким образом, получил возможность выходить на общий балкон, а он тянется вокруг всего этажа".
     "Вот лето идет к нам, на балконе завьется плющ, как обещает Прасковья Федоровна" и т.д.
     2. В вещем сне Маргарита видит "зданьице" (аналог дома скорби) явно одноэтажное: "не то оно - отдельная кухня, не то баня". (Заметим кстати, что Маргарита видит одно здание. И во всем романе нет никаких указаний на существование других зданий, других корпусов - кроме одного-единственного выражения: "Номер сто восемнадцатый из первого корпуса". Но и здесь, строго говоря, из того, что корпус назван "первым", не следует, что есть и второй. Поэтому можно считать установленным, что клиника Стравинского состоит из одного-единственного корпуса).
     3. В тексте отсутствуют какие бы то ни было упоминания о ступеньках, лестницах, переходах, лифтах, других этажах и т.д.
     4. При изображении прощального визита Мастера и Маргариты к Ивану пропущен этап выбора визитерами нужного этажа: "Он узнал сразу в пелене дождя здание клиники Стравинского ... Они снизились в роще на поляне, недалеко от клиники ...
     Мастер и Маргарита соскочили с седел и полетели, мелькая как водяные тени, через клинический сад. Еще через мгновение мастер привычной рукой отодвигал балконную решетку в комнате N 117-й ..."
     Итак, дом скорби - одноэтажный (с высоким кольцевым балконом. Высоким - чтобы не могли забраться снаружи.)
     Но в таком случае возникает вопрос о структуре номера палаты.
     "Установилась традиция", что трехзначные номера институтских аудиторий, больничных палат, гостиничных номеров и т.д. имеют следующую структуру: первая (крайняя слева) цифра означает номер этажа, а оставшееся двузначное число означает номер комнаты на этаже.
     Но против такой структуры номера в клинике Стравинского говорят три соображения.
     Во-первых, в клинике всего один этаж. Поэтому необходимость указывать отдельной цифрой номер этажа - отпадает.
     Во-вторых, как мы установили в статье "Свидетель находит автора", клиника Стравинского открыта Воландом и предназначена только и исключительно для лечения лиц, чьи душевные болезни и расстройства - от нечистой силы (к таковым лицам относится и Мастер). Особый статус клиники и ее особая цель могут сказаться и на структуре номера палаты.
     В-третьих, среди упоминаемых в романе номеров палат есть номер 120-й. Число 120 - значимое, оно кратно сакральному числу 12: 120 = 12 х 10. Было бы жаль, если бы такое интересное число оказалось на поверку тривиально-скучным 20-м номером 1-го этажа.
     А теперь пришло время задать второй ключевой вопрос. Сколько этих несчастных, для лечения которых открыта клиника?
     "Не говоря уже о четырех сожженных домах и о сотнях сведенных с ума людей ..."
     Сотни! И все должны пройти через клинику Стравинского.
     Вырисовывается следующая картина. В доме скорби 120 больничных палат. Несколько палат с номерами, примыкающими "слева" к числу 120, предназначены для лиц, чье лечение обещает быть длительным (можно выразиться по-другому: для лиц, играющих сколько-нибудь важную роль в романе - для подлинных персонажей, а не для статистов).
     Основная же масса палат предназначена для участников кратковременных массовок - наподобие массовки с поющими служащими.
    

    
    

 

 


Объявления: Шубы, жилетки, платья, планшеты: недорогие пластиковые окна.