ПУТЕШЕСТВЕННИК


     -Что делать, - спрашивает себя Федор Маркович, - квартиру сменить?
     -Не могу, - отвечает, - дорого.
     -Машину купить?
     -Тоже дорого.
     -Жену поменять?
     -Еще дороже. Лучше имя смени.
     -Сегодня же сменю. Только решу на какое...
     Он задумался о другом: «Куда ушла жена без «до свиданья» лет восемь тому назад...».
    
     Федор Маркович Турбин-Штейн. Именно так! Турбин - черточка - Штейн. Потомок старинного рода. Видите, стоит у дверей? Сейчас перекрестится, поцелует мезузу и подойдет к нам. Он обязательно что-то скажет:
     -Обозначено - шестьдесят. Ну, поезжайте, как люди, восемьдесят. Так нет - едут сто, - возмущается Турбин-Штейн. - Все пальто обляпали!
     Но потом, оглядевшись:
     -Прямо психоногия какая-то - сколько их тут собралось...
     Он берет два пива у стойки и залпом выпивает первое.
     -Как усвояется? - слышен шепот знакомого.
     -Волнительно.
     Тут женщина. Он заказывает ей «Маргариту» (в Одессе подобные напитки называют «отверткой», барышни любят и выпивают много, а потом: бац! - веселись, Федор Маркович).
     -Как тебя зовут? - интересуется он в угаре.
     -Татьяна.
     -Все женщины по имени Татьяна... - говорит он и замолкает значительно.
     Затем продолжает:
     -Прославлены!
     -Это как же? - не понимает она.
     -Не как же, а кем же...
     Он допивает четвертое пиво. Его рука скользит целенаправленно.
     -Ах, оставьте, - говорит она, передумав.
     -Я не могу тебя оставить, поскольку я тебя не брал.
    
     -Зачем я здесь? - спрашивает Турбин-Штейн. - Ни пришей, ни в Советскую Армию...
     -Черный день? - интересуется знакомый.
     -Черный день, черный год и так далее...
     -А где ваша дама?
     -На ней хрен клином не сошелся, - говорит Федор Маркович.
    
     -Послушайте, - предлагает знакомый, - натуральный сюрреализм: как я сам себя послал по автоответчику. У меня там для смеха: «Шел бы ты...» и так далее. Я звоню домой, а жены нету. Говорю: «Алло» - а там: «Шел бы ты...» моим голосом.
     -На каком языке? - интересуется Федор Маркович.
     -Что на каком?
     -На каком языке говорите «алло»?
     -По-русски...
     -Возмутительно, даже «алло» они говорят по-русски.
     Он допивает четвертое пиво.
    
     -Блядь!
     И не потому что вспомнилось мерзкое, или кто-то..., но потому что муторно, несмотря на некоторую устойчивость и совместимость, несмотря на законы и правила - что, например, шестью восемь - пятьдесят четыре.
     Просто сидел человек на диване, ноги положив на журнальный столик, глядя на выключенный телевизор, и думал ни о чем. А потом - посидел еще немного и стараясь думать ни о чем, отправился в общество.
    
     Турбин-Штейн снимает дешевую комнату, а живет на пособие и случайные заработки. В детстве он мечтал стать путешественником - берешь рюкзак на плечи и бредешь куда хочешь - потом учился, в армии служил, работал... И наконец, стал путешественником, в смысле: что пожелаю - сделаю, куда захочу - пойду... Что-то там он делает. Достойные видели и говорят: «Ого!». Другие хотят посмотреть - не показывает. То есть, Турбин-Штейн человек известный и авторитетный.
    
     -«Как, милая, тебе спалось в ночи? Не снились ли кошмары: то, как тебя насилуют клошары, по-русски говоря, бичи?»
    Это не просто знакомый, а знакомый литератор незаметно подкрался - шестое пиво чуть из рук не выпало. С ним почитательница. Она немного почитала, но не дочитала.
     -Стихи? - спрашивает Турбин-Штейн.
     -Другим нравится, - отвечает литератор.
     -То, что нравится зеленым мухам - не искусство, - говорит Федор Маркович. - Мухи могут возражать.
     -Мудак мудака видит издалека, - встревает знакомый.
    Он не бесталанен и обижен за то, что на него не обращают внимания.
     -Что-то еще? - спрашивает Турбин-Штейн литератора.
     -Поэма: «Когда я встретился с вдовой - за чашкой кофе с ломтем кекса - уже тогда передовой она слыла по части секса» - это начало, а конец: «Уйду на воздух, на траву, в лесок, не пахнущий духами, и там природой и стихами великолепно проживу».
     -Что-то еще?
     -Памфлет в стихах: «Посмотри на фокстерьера: он похож на экс-премьера - натуральный экс-премьер, коль судить об экс-премьере по картинкам в интерьере агитпункта, например».
     -Главное - наука, - сообщает знакомый. - Я - физик.
     На него обращают внимание.
     -Я лирик, - сообщает знакомый, - Вот, например: «Ах ты сволочь отмороженная! Что ж ты съела все мороженое?»
     -Почему все физики - лирики, но не все лирики - физики?
     -Потому что маятник Фуко это искусство.
     -«Маятник Фуко» - это Умберто Эко!
     -Искусство - это маятник!
     -Маятник - это маматник. Маматник - это маятник на маминых часах.
     -Наука ищет истину, а искусство истину создает!
     -Еще пива!
     -Хватит, - говорит бармен.
    
     В зале Всемирного Культурного Центра Ф. М. Турбин-Штейн читал лекцию. Народу собралась уйма и несмотря (то есть, смотря) на эту уйму, он заметил в первом ряду пропавшую восемь лет назад свою собственную жену. То что она существует и вполне здорова, Федор Маркович знал по нечасто доходившим слухам, но увидеть ее когда-нибудь - разве что надеялся.
     Теперь они встретились.
     -Из грязи в князи? - спросила жена, имея в виду также вышеуказанную лекцию.
     -Из бляди в леди? - спросил Федор Маркович, имея в виду много чего, в том числе строгий костюм ее от «Versace».
     -Мне необходимо стать вдовой, - сообщила она.
     -Не надо! - испугался он.
     -Ты тут почти не причем. Дай побыстрее развод, чтобы я успела выйти замуж за одного порядочного человека, который находится при смерти в нашем шикарном доме в одной из европейских столиц.
     -Надо еще подумать: давать тебе развод или не давать, - расхрабрился Турбин-Штейн.
     -Я в любом случае стану вдовой, - пообещала она. - Вот только прикину, чьей вдовой стать дешевле.
    
     -Хватит, - говорит поклонница и обнимает Федора Марковича, - больше не пей.
     -Фу! - говорит Турбин-Штейн. - Как ты себя ведешь...
     -Лучше, чем хочу и даже лучше, чем могу.
    Она остроумная.
     -Когда я вошла, все подумали, что это моя сестра, но оказалось, что это я, - сообщает она.
     Федор Маркович понимает:
     -Сколько лет сестре?
     -Восемнадцать.
     -Мне нравятся женщины постарше...
     -Мне женщины не нравятся, - говорит поклонница.
     -Поплачь у меня на плече, посетуй на жизнь, расскажи о самом сокровенном, - советует он. - Считай меня своей ближайшей подругой...
    
     -Что вы пишете? - спрашивает просто знакомый знакомого литератора.
     -Два романа. Первый начинается словами: «Как черт он явился...» и называется «Гость», а второй называется «Когда наступило вчера» - роман-ретро.
     -Как собираетесь издавать?
     -С помощью Бога и Банка.
    
     -Ладно, - согласилась будущая вдова после недолгой торговли. - Просто один порядочный человек не переживет, если я окажусь на мели после его скорой смерти.
    
     -Что делать, - спрашивает себя Федор Маркович, подъезжая в новом кабриолете к новой квартире, где поджидает его новая жена, - машину купил, поменял жену и квартиру, имя что ли сменить?
     И отвечает себе, поразмыслив:
     -Все, что не делается - к лучшему, а все, что делается - к худшему.
     2001
    
    

Объявления: